Пятница, 17.05.2024, 13:14

Персональный сайт учителя ИКТ Янушевской Людмилы Леонидовны

Календарь праздников
Информер праздники сегодня
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта
Когда ЕГЭ?
Когда ОГЭ?
Друзья сайта
Наш опрос
Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2025 году?
Всего ответов: 69
Главная » Статьи » профессии

Какие компьютерные специальности сейчас самые престижные и какие будут востребованы в недалеком будущем?

 

Какие компьютерные специальности сейчас самые престижные и какие будут востребованы в недалеком будущем — за ответом на эти вопросы мы обратились к Владимиру Сухомлину, доктору технических наук, профессору МГУ им. М. В. Ломоносова, руководителю разработки нового научно-образовательного направления.

— Владимир Александрович, давайте вначале ответим на „самый горячий“ вопрос нашей почты — кто такой хороший компьютерщик?

— Ваш вопрос совсем не простой, как раз для профессора (улыбается)… А как вы сами думаете?

— Мне кажется, это специалист, который может устранить любую неисправность, установить программу, разобраться, как она работает, сформировать массивы данных…

— Что касается самых общих представлений — вы правы. „Завис“ на работе монитор — вызывают компьютерщика, нужно красочно оформить сложный отчет — опять нужна его помощь. Но таким компьютерщиком сейчас может стать практически каждый — достаточно прочесть какую-нибудь толковую книжку или окончить соответствующие курсы. Для получения таких навыков не нужно даже высшее образование. Создать прикладную базу данных, небольшой сайт в интернете сейчас может практически каждый школьник.

— Тогда о каком компьютерном образовании мы будем вести речь?

— Ваш вопрос сам по себе является очень показательным — компьютеры так быстро вторгаются в нашу жизнь, что за ними не поспевает даже терминология. И не только слова — фантазия не поспевает! На компьютере сейчас можно смоделировать практически все, что происходит и в природе, и в обществе. Деление молекулы ДНК, расщепление атома, бизнес-процессы, социальные взрывы, демографические катастрофы — все это можно „увидеть“ на экране монитора. Отображение всех этих процессов в виде информационных моделей, которые затем реализуются на компьютере, — это и есть сейчас самое важное применение компьютерных или, более правильно говоря, информационных технологий. Поэтому стране нужны специалисты, способные создавать все более совершенные и эффективные информационные технологии, а также решать с их помощью актуальные задачи науки и практики.

— И, наверное, не только нашей стране?

— Да, конечно. Мы с вами сейчас говорим об общей стратегии развития общества. Эпоха, в которую оно вступает, — это эпоха информации или знаний. В скором времени основным общественным достоянием будут знания, а мерилом благосостояния — уровень потребления информации на душу населения.

— Но это — в будущем, давайте вернемся к нашим реальностям…

— А я и не предлагаю вам оторваться от реальности. Наоборот — приблизиться к самым насущным жизненным потребностям. Возьмите любую сферу современной человеческой деятельности — например, банковскую или производственную. В основе ее управления — сложные информационные модели.

— Они, наверное, похожи на стратегические игры — когда вы сидите за компьютером и управляете городом или даже страной?

— Хорошее сравнение. Действительно, во время такой игры в вашем распоряжении набор параметров — ресурсов, изменяя которые, вы получаете разный результат — можно довести население до голода, разрушить экологию, а можно добиться процветания. Реальная модель управления и городом, и государством много сложнее. И чем она точнее, тем управление эффективнее. И цена вопроса здесь уже совсем другая — это уже не виртуальный мир, а реальный голод и холод, отключение электроэнергии и т.д. Вот вам пример. В одном институте академии наук коллективом ученых несколько лет назад была создана модель государственного управления. И все те процессы, которые мы с вами сейчас наблюдаем в обществе, были уже спрогнозированы. Но, к сожалению, эти исследования не были рассмотрены на правительственном уровне и не были вовремя приняты соответствующие решения.

— Но ведь на „кнопки“ нажимают не компьютерщики?

— Нет, конечно. Их задача — используя современный математический аппарат, описать механизм функционирования любой системы — биологической, социальной, экономической. Учесть сотни и тысячи параметров, влияющих на ее работу, описать критерии эффективности управления. А потом изложить все это на языке компьютера. Над сложной информационной моделью работает большой коллектив специалистов. И преподносит ее на „блюдечке с голубой каемочкой“ тому, кто управляет самой системой, как вы говорите — „нажимает на кнопки“.

— И руководитель „играет“ с этой моделью?

— Да, именно так, как в детских стратегических играх, — он смотрит, что будет, если изменить тот или иной параметр, ввести новый критерий эффективности и т.д.

— Тогда и сам руководитель должен быть „на уровне“?

— Естественно. Это требования нового, информационного века. Гораздо выгоднее вложить деньги в создание информационной модели, чтобы потом на практике избежать многих реальных ошибок, заранее „просчитав ситуацию“. Это неоспоримый факт, и именно поэтому специалисты, которые создают такие модели, во всех странах на вес золота.

— Да, это уже совсем другие компьютерщики…

— Они способны решать самые насущные для любого государства проблемы — создавать и реализовывать информационные модели эффективного управления — банком, заводом, отраслью, транспортом, научными исследованиями. Кроме того, нужны и все более развитые „инструменты“ для решения такого рода задач — новые компьютерные системы, глобальные и локальные компьютерные сети, интеллектуальные программы для поиска и обработки различных видов информации и т.д. В частности, большая перспектива здесь за сенсорными сетями, которые предназначены для информатизации всего нашего быта. Я уверен, что в скором времени он превратится в сказку — каждая вещь станет интеллектуальной, сможет „общаться“ с человеком и другими предметами.

— Такие компьютерщики и называются уже, наверное, как-то по-другому?

— Да, конечно. Это ИТ-профессионалы. Они занимаются созданием и применением современных информационных технологий. Обратите внимание, в названии специальности уже нет слова „компьютер“. Это показательно. Дело в том, что когда мы говорим о решении такого класса задач, использование компьютера, владение им на самом высоком уровне, уже подразумевается само собой.

— Но ведь в наших вузах, насколько я знаю, пока не готовят специалистов с такой записью в дипломе — „специалист по информационным технологиям“.

— Такое направление в обучении появилось только в этом году. С сентября начато обучение в 6 российских вузах.

Важно отметить еще и другое. Появление нового образовательного направления всегда отражает потребности общества в определенных знаниях и навыках. Новые слова необходимы для того, чтобы, с одной стороны, просто понимать, о каких специалистах идет речь, когда мы обсуждаем ту или иную проблему, а с другой — нужен понятный интерфейс, форма взаимодействия между заказчиком, которому нужны специалисты, и образовательным учреждением, которое этих специалистов готовит.

Представьте, что вы — руководитель крупного производства. Человек вы современный и понимаете, что, для того чтобы платить людям хорошую зарплату, повышать производительность труда, нужно управлять производственным процессом с максимальной эффективностью — учесть все факторы, влияющие на производство. И вы хотите пригласить специалистов, которые создадут для вас такую оптимальную модель управления производством. По сути, вам и нужны ИТ-профессионалы. Если продолжить рассмотрение формальной стороны вопроса — каждой должности должен соответствовать специалист с определенной квалификацией. Записи в его дипломе должен соответствовать определенный „джентльменский набор“ знаний и умений. Раньше этому уделялось большое внимание, и, думаю, мы к этому обязательно вернемся — именно на этом во всем мире и строится жизненная практика. Ни в одну западную фирму не примут на место программиста выпускника сельскохозяйственной академии.

— Наверное, и мы к этому придем, и тогда вопрос встанет еще острее.

— Внутри страны — да. Но современный компьютерный мир не знает границ. И компьютерное образование — тоже. Каждая страна заинтересована в продаже своих технологий обучения. Не в вывозе мозгов, а именно в обучении иностранных специалистов. Это деньги, и притом немалые. Тем более для нашей страны, имея в виду богатейший научный и образовательный потенциал, который все еще очень высоко ценится в мире. Например, стартовый оклад выпускника ВМиК МГУ на западных фирмах может доходить до 5000 долларов — такую цену готовы платить заказчики за его „мозги“. Потому что понимают — реальная экономия от использования результатов его работы в стократ больше! Но ведь еще больший капитал — сама образовательная технология, то, что делает молодого специалиста „золотым“.



Источник: http://www.osvic.ru/job-career/it-specialists-22/article976.html
Категория: профессии | Добавил: LEO (28.08.2014)
Просмотров: 339 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]