Спрос на IT-специалистов, без которых сегодня не обходится ни одна компания, растет постоянно. Условно всех сотрудников, занятых в этой сфере, можно разделить на группы: специалисты-разработчики; IT-специалисты, занятые развитием и поддержкой технологий внутри компании, а также эксперты, специализирующиеся на внедрении и поддержке ERP-систем.
Разработчики (software — SW, hardware — HW)В рамках разработческого направления существуют такие специальности, как младшие, рядовые, старшие инженеры, руководители проектов.
Младшие инженеры (часто интерны) — студенты старших курсов ведущих технических вузов по SW-, ИТ-, АСУ-специальностям. Они вовлечены в “черновую” работу отдела: отладка кода (debugging), работа со “старым” кодом (портирование), исправление ошибок (bug-fixing). Такая работа — это прекрасная возможность для молодых специалистов приобрести тот самый необходимый опыт, который будет являться стартовой площадкой в дальнейшем росте. Если раньше на позиции младших инженеров (интернов), как правило, приглашали только ведущие западные разработческие центры (для которых это общекорпоративная политика), то тенденция последних лет, связанная с дефицитом кандидатов на рынке, — активное приглашение студентов (начиная с III курса) компаниями, относящимися к западным оффшорам и российским SW-компаниям.
Зарплата у таких специалистов, например в Санкт-Петербурге, может составлять от 100—200 долларов (студенты III курса, неполный рабочий день) до 1000—1300 долларов (студенты V—VI курсов в западных SW-центрах).
Программисты и инженеры по программному обеспечению — специалисты, составляющие большую часть персонала любой разработческой компании. Портрет такого специалиста: выпускник одного из технических вузов города с опытом работы около 3—5 лет. Такие специалисты вовлечены в основные проекты компании: продуктовые решения, системные разработки, оффшорные разработки (в зависимости от специфики бизнеса компании). Наиболее востребованные технологии и языки программирования на данный момент — это Java, .NET платформа, C/С++ под Unix/Linux, UML. Из баз данных (DataBase Management Systems) наиболее часто требуются знания и опыт работы с Oracle и MS SQL. Владение английским языком, в зависимости от специфики бизнеса компании, требуется на среднем уровне и выше для ведения делового общения с западными коллегами и клиентами.
Специалистов с опытом работы от 5 лет, как правило, приглашают на позицию ведущих (старших) инженеров. Такие специалисты обладают достаточной экспертизой, чтобы быть техническими “гуру” проекта, знать тонкости реализации SW/HW-решения, участвовать в создании архитектуры, написании тестовых заданий и сценариев (применительно к отделам обеспечения качества). Зачастую у таких специалистов есть 2—5 сотрудников в прямом подчинении, участвующих в совместном написании кодовой части. Английский язык, если инженер работает в западном разработческом центре, нужен как рабочий инструмент в проведении совместного обсуждения проектов, ведения деловой переписки.
К позиции ведущего (старшего) инженера очень близка позиция руководителя отдела. Различие по позициям — лишь в числе подчиненных: как правило, у руководителя отдела в подчинении от 5 до 20 специалистов. Зачастую руководитель отдела также вовлечен в разработки.
Руководитель проекта — это одна из ключевых позиций в компании. Руководитель курирует ведение проектов, отслеживает сроки, ведет переговоры с заказчиками и зарубежными коллегами. Непосредственно написанием кода или тестированием руководитель проекта уже не занимается, но может быть вовлечен в процесс обсуждения архитектурных особенностей кода.
Доходы руководителей проектов могут быть очень разными — в основном это зависит от масштаба проекта. 2200—2500 долларов в российских и небольших западных оффшорах до 5000 и более в ведущих западных центрах. Знание английского языка требуется на хорошем разговорном уровне для проведения встреч и переговоров с западными коллегами или заказчиками.
IT-специалистыIT-специалисты необходимы в любой компании, вне зависимости от масштабов и сферы деятельности. Сейчас эти специалисты пользуются большим спросом в связи с выходом на рынок большого числа западных компаний, а также расширением существующих производств.
Наибольшим спросом сейчас пользуются IT-менеджеры с опытом внедрения и сопровождения ERP-систем на предприятии, которые управляют двумя отделами — отделом сопровождения или внедрения и отделом технической поддержки.
В рамках IT-сферы заняты: специалист службы технической поддержки (Helpdesk), системный администратор, ведущий системный администратор, IT-менеджер, IT-директор.
Специалист службы технической поддержки (helpdesk) — начальная позиция, эти специалисты работают с UNIX и другими сетями, серверами, внутренними корпоративными IT-системами. Основные обязанности специалиста технической поддержки (helpdesk) — консультации пользователей по вопросам информационных технологий, решение проблем пользователей, связанных с эксплуатацией офисной техники, а также начальное администрирование сети. Зарплата зависит от наличия высшего образования и знания английского языка (если кандидат знает английский, то он может быть принят на работу в западную компанию даже без опыта работы).
Системный администратор главным образом занимается администрированием сети компании. Системный администратор может работать как в рамках IT-отдела компании, так и один. В зависимости от этого разнятся обязанности: если системный администратор один, то он совмещает в себе и функции helpdesk, и многое другое. Зарплата специалиста зависит от знания операционной системы (Windows, UNIX): UNIX считается более редкой и сложной системой, и поэтому у специалистов, которые с ней работают, зарплаты выше априори. В западную компанию системный администратор может попасть только со знанием английского.
Зарплата системных администраторов, например, в Москве, колеблется от 1200 до 3500 долларов: зарплата системного администратора с опытом работы 1—2 года, начальными навыками администрирования Windows, со знанием английского или без составит от 1200 до 2000 долларов. Системный администратор с опытом работы 2—4 года будет получать уже 2000 — 2500 долларов. UNIX-администратор (со знанием английского) будет получать до 3500 долларов.
IT-менеджер управляет IT-отделом. Он так же, как и специалист, упомянутый выше, администрирует сеть, но в дополнение ведет весь документооборот IT-отдела, отвечает за внедрение новых IT-политик (например, политики безопасности) и их документирование, управляет отделом. Зарплата такого специалиста зависит от масштаба компании и количества людей в подчинении.
IT-директор (директор департамента IT) несет ответственность за IT-отдел в регионе или по России (СНГ). В подчинении у IT-директора может быть от 10 до 50 человек, а заработная плата варьируется в зависимости от масштаба компании и зон ответственности.
ERP (Enterprise Resource Planning)Российский аналог аббревиатуры корпоративные информационные системы (КИС). На сегодняшний день существуют ERP-системы двух видов: системы производства крупных известных западных или российских компаний (такие, как Microsoft Navision Axapta, SCALA, SAP, JDEdwards, ORACLE) и “самописные” ERP-системы производства специализированных российских или западных компаний. Специалисты, работающие в сфере ERP-систем, делятся на работающих во внедренческих компаниях и тех, кто работает внутри компании.
В западных компаниях для специалиста по внедрению обязательно знание английского языка, так как зачастую проект внедрения идет одновременно в ряде стран, и такому специалисту необходимо взаимодействовать с коллегами.
Зарплата специалистов, занятых во внедренческих компаниях, зависит от уровня специалиста и бонусов. Специалисты, которые заняты в сфере корпоративных бизнес-решений, это: консультант по внедрению ERP, бизнес-аналитик, руководитель проекта по внедрению.
Консультант по внедрению ERP может участвовать во внедрении системы “с нуля” или подключаться на каком-то этапе. В дальнейшем (после того как система внедрена) такой специалист может перейти на ее сопровождение либо сменить компанию и перейти на другое внедрение. Консультант может специализироваться в одном или нескольких модулях систем и быть ответственным за внедрение или сопровождение этого модуля. Также консультант может программировать отчеты и другие документы в системе.
Вилка зарплат в Санкт-Петербурге — 1300—4000 долларов в зависимости от системы, квалификации специалиста, знания английского, а также от того, является ли это внутренним или внешним проектом. Важно отметить, что если нет знания английского — в западные компании даже для высококлассных специалистов вход закрыт.
Бизнес-аналитик — связующее звено между бизнесом и IT. В обязанности бизнес-аналитика входит исследование, описание и моделирование бизнес-процессов компании и их корректировка в связи с внедрением ERP-системы.
Руководитель проекта по внедрению — это, как правило, опытный в прошлом консультант по внедрению ERP-систем, досконально знакомый с определенной системой, который внедряет ее на предприятии.
Сколько получают наши соседи
|
|
|
Программист-инженер
|
Москва
|
Санкт-Петербург
|
Екатеринбург
|
Самара
|
|
|
|
|
|
Разработческое направление
|
Программист-инженер
|
1300-2500
|
900-1700
|
700-1000
|
700-1000
|
Старший инженер
|
1500-3500
|
1500-2500
|
1000-1500
|
1200-1700
|
Руководитель проекта
|
2500
|
2200
|
1500
|
Нет данных
|
IT
|
Helpdesk specialist
|
800-1500
|
500-1000
|
900
|
300-700
|
Системный администратор
|
1200-3500
|
900-1600
|
500-1200
|
Нет данных
|
IT-менеджер
|
2000-4000
|
1600-3000
|
1000-2500
|
Нет данных
|
ERP
|
Консультант по внедрению
|
2000
|
1300-4000
|
700-1200
|
Нет данных
|
Бизнес-аналитик
|
2000-3500
|
1000-2500
|
Нет данных
|
Нет данных
|
Руководитель проекта
|
3000
|
500
|
Нет данных
|
Нет данных
|
Данные представлены на основании результатов анализа заказов компаний-клиентов Kelly Services
Кто из разработчиков требуется:
C++ — 36%;
Java — 32%;
.NET — 20%;другие — 12%.
IT-специалисты
Неполный список специалистов в области IT и Интернет:
IT-менеджер
SEO-специалист
Администратор баз данных
Администратор сетей
Дизайнер
Инженер по защите информации
Инженер-программист
Контент-менеджер сайта
Копирайтер
Программист
Руководитель IT-отдела
Руководитель IT-проектов
Системный администратор (сисадмин)
Системный программист
Специалист по защите информации
Работа IT-специалистов
Должностные инструкции IT-специалистов
Должностная инструкция: IT-менеджер
Основой современного динамичного бизнеса стали различные информационные технологии. Информационные системы активно внедряются во всех сферах предпринимательства. Создание на предприятии информационной системы, позволяющей оценивать, контролировать и принимать решения в отношении состояния предприятия, его ресурсов, функций и процессов, происходящих в подразделениях, обеспечивает администрации предприятия возможность осуществлять эффективное руководство, перестраивать структуру управления предприятием, оперативно реагировать на изменение конъюнктуры и др.
Внедрением таких систем на предприятии, их адаптацией к условиям деятельности и оперативным адекватным изменением в интересах развития бизнеса и роста его эффективности занимается IT-менеджер (Information Technology Manager), который руководит IT-отделом предприятия.
Задачей IT-менеджера является выбор необходимых предприятию средств автоматизации, с минимизацией затрат времени и ресурсов на их освоение, настройку и внедрение. В частности, он отвечает за автоматизацию таких областей, как управление сетевым оборудованием, серверами и корпоративными приложениями, хранением и безопасностью данных, управлением парком персональных компьютеров и службой поддержки.
Эта должность имеет две основные составляющие — технологическую и социально-руководящую. С одной стороны, необходимо внедрить на предприятии информационную систему, максимально удовлетворяющую запросы пользователей, с другой — объяснить ее структуру и функции, обучить правилам пользования, распределить обязанности и зоны ответственности среди персонала по поддержанию ее работоспособности.
Помимо высшего (технического) образования и опыта работы в сфере информационных технологий, к IT-менеджеру предъявляются следующие личностные требования: системный аналитический склад ума; умение доказывать и отстаивать свою точку зрения; понимание сути информационных процессов и проблем конечного пользователя; умение сочетать стратегию автоматизации и самоорганизацию работ по автоматизации.
Основными задачами IT-менеджера являются: внедрение передовых информационных технологий с целью автоматизации управления предприятием; использование минимума IT-средств для достижения целей автоматизации; формирование культуры корпоративной работы пользователей.
Квалификация
1. IT-менеджер относится к категории руководителей.
2. На должность IT-менеджера назначается лицо, имеющее (высшее; среднее) профессиональное (техническое) образование (информационные системы в бизнесе, информационные технологии САПР, управление), опыт работы в сфере IT технологий не менее (2 лет; 3 лет; др.)
3. IT-менеджер должен знать:
- Нормативные и методические материалы по организации автоматизированных систем управления
- Сетевое аппаратное и программное обеспечение
- Средства сетевого и системного управления
- Организацию планирования и оперативного управления производством
- Структуру предприятия, производственные и функциональные связи между его подразделениями
- Порядок постановки задач, их алгоритмизации
- Основы проектирования автоматизированной обработки информации и программирования
- Информационные технологии, информационные процессы
- Основы менеджмента
- Английский язык
- Социологию и психологию социально-технологических систем
- Основы экономики, организации производства, труда и управления
- Информационное законодательство
- Основы трудового законодательства
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности
Должностные обязанности
IT-менеджер:
1. Определяет задачи внедрения информационной системы, направления разработки и применения информационной системы.
2. Осуществляет выбор оптимального сочетания потребностей пользователей и возможностей информационной системы.
3. Разрабатывает методологическую основу информационной системы.
4. Организует подготовку проектной документации, сметы расходов на информационную систему и ее функционирование.
5. Организует договорную работу с поставщиками (подрядчиками) информационной системы.
6. Руководит работами по настройке и поддержке информационной системы.
7. Осуществляет:
- Контроль и установку программного обеспечения (software control & distribution).
- Планирование ресурсов (capacity management).
- Управление заявками пользователей на обслуживание (incident management).
- Управление изменениями (change management): управление запросами на изменения (RfC); подтверждение и планирование изменений; управление приоритетами запросов.
- Управление составом ИС (сonfiguration management): контроль инфраструктуры посредством поддержки адекватных данных обо всех необходимых ресурсах; предоставление текущего статуса и истории каждого элемента инфраструктуры; взаимосвязь элементов инфраструктур.
- Управление надежностью (availability management).
- Устранение нарушений работы сервисов (problem management).
8. Обеспечивает бесперебойное функционирование системы и принимает оперативные меры по устранению возникающих в процессе работы нарушений.
9. Осуществляет прогнозирование изменений в автоматизации предприятия и разрабатывает меры упреждающего управления.
10. Осуществляет руководство разработкой инструкций, методических и нормативных материалов по использованию и эксплуатации информационной системы.
11. Подготавливает отчеты, предложения по модернизации информационной системы.
Права
IT-менеджер имеет право:
1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и самостоятельных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Ответственность
IT-менеджер несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция: SEO-оптимизатор, SEO-специалист
SEO (Search Engine Optimization) - оптимизатор анализирует веб-ресурс компании, веб-ресурсы конкурентов, разрабатывает и проводит мероприятия:
- по оптимизации веб-ресурса для поисковых машин;
- по продвижению веб-ресурса в сети Интернет;
- по увеличению объемов продаж продвигаемого продукта путем привлечения клиентов через сеть Интернет
Квалификация
1. SEO-оптимизатор относится к категории специалистов
2. На должность SEO-оптимизатора назначается лицо, имеющее (высшее; среднее) профессиональное образование, стаж работы по оптимизации и продвижению веб-ресурсов не менее (1 года; 2 лет; 3 лет; др)
3. SEO-оптимизатор должен знать:
- Принципы функционирования поисковых машин
- Особенности оптимизации под каждую поисковую машину
- Типы и функции ссылок, принципы эффективного построения ссылок
- Методы «белой» и «черной» оптимизации
- Протоколы и принципы функционирования Интернета
- Современные технологии создания веб-ресурсов
- Браузеры
- HTML, XHTML, CSS, XML, стандарты W3C
- Особенности настройки веб-сервера, на котором функционирует веб-ресурс
- Объект, которому посвящен сервер (продвигаемый продукт)
- Грамматику и стилистику русского языка и английского языка (если веб-ресурс англоязычный)
- Действующие условные сокращения, условные сокращения по компьютерной тематике, применяемые в библиографии на иностранных языках
- Основы маркетинга
- Основы копирайтинга
- Основы трудового законодательства
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты
Должностные обязанности
SEO-оптимизатор:
1. Разрабатывает и проводит мероприятия по оптимизации веб-ресурса для поисковых машин, продвижению веб-ресурса в сети Интернет, увеличению объемов продаж продвигаемого продукта путем привлечения клиентов через сеть Интернет
2. Осуществляет подбор и анализ ключевых слов и фраз веб-ресурса
3. Повышает совместимость исходного кода страниц веб-ресурса с поисковыми машинами
4. Повышает совместимость текстов веб-ресурса с поисковыми машинами
5. Повышает эффективность текстов веб-ресурса с точки зрения рекламы продвигаемого продукта с целью привлечения клиентов через сеть Интернет
6. Проводит мероприятия по увеличению рейтинга ресурса веб-ресурса в сети Интернет с точки зрения поисковых машин
7. Следит за изменениями в алгоритмах поисковых машин и адаптирует веб-ресурс к этим изменениям
8. Следит за появлением новых поисковых машин, изучает их особенности и проводит поисковую оптимизацию веб-ресурса для новых поисковых машин
9. Регулярно составляет отчеты:
- по позициям веб-ресурса в каждой из поисковых машин
- по рейтингу веб-ресурса в поисковых машинах
- по источникам и поведению посетителей веб-ресурса
- по изменениям объемов продаж
с целью анализа результатов проведенных мероприятий по оптимизации и продвижению веб-ресурса
6. Обеспечивает соблюдение законодательства о рекламе, защите прав потребителей, информации и информатизации, авторском праве и смежных правах и др.
Права
SEO-оптимизатор имеет право:
1. Требовать от руководства организации обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
2. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3. Вносить на рассмотрение руководства организации предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
Ответственность
SEO-оптимизатор привлекается к ответственности:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
При перепечатке должностной инструкции SEO-оптимизатора ссылка на http://www.it-monster.ru обязательна!
Должностная инструкция: Контент-менеджер сайта
Основная задача: Продвижение и популяризация сайта в Интернете.
Редактор сайта использует средства:
- компьютер,
- доступ в Интернет,
- доступ к программе администрирования сайта,
- средства администрирования сайта,
- электронная почта,
- архивные, редакционные материалы.
Квалификация
Контент менеджер (редактор веб-сайта) должен уметь:
- Разрабатывать и поддерживать основную концепцию сайта, реализовывать ее в макете.
- Структурировать рубрики будущего сайта (раздела сайта), назвать их и определить характер их наполнения. Все это в русле выбранной концепции сайта.
- Вностить назревшие изменения в состав, наполнение, местоположение или название рубрик, разделов сайта.
- Следить за соблюдением графика обновления сайта.
- После совместной доработки с Веб-мастером, выгружать готовую форму на сайт.
Должностные обязанности
В обязанности контент-менеджера сайта входят:
1. Разработка предложений по доработке концепции и содержания сайта
2. Актуализация и структурирование информационного наполнения сайта
3. Работа с внутренними и внешними источниками информации и авторами
- Использовать внутренние источники
- Поиск и отбор внешних авторов, кадровая политика в рамках своей компетенции
- Редактировать, фильтровать поступающую информацию на предмет соответствия общей концепции сайта и цели раздела (рубрики)
- Адаптировать все материалы к использованию в Интернете (расстановка ссылок, иллюстрирование, добавление интерактивных возможностей, создание гипертекстов и т.д.)
- Помещать на сайт проверенную и согласованную с авторами информацию, при необходимости вносить правки, устранять неточности
4. Отбор информации для сайта
5. Разработка предложений по введению нового сервиса для посетителей сайта
- Исследовать потребности и запросы посетителей сайта
- Отслеживать работу конкурентов
- Анализировать информацию от посетителей сайта, ходы конкурентов
- С учетом технических возможностей и на основе полученной информации разрабатывать и внедрять новые сервисы, повышающие эффективность использования сайта потребителями
6. Анализ тенденций на рынке, изменение политики сайта с учетом внешних условий
- Отслеживать и анализировать ситуацию на рынке труда
- С учетом динамики рынка вносить изменения в работу сайта: менять названия рубрик, их наполнение, местоположение, периодичность обновления или объем разных материалов в зависимости от их актуальности
7. Актуализация и структурирование информационного наполнения
- Определить характер содержания в каждый из разделов сайта, периодичность обновления информации
- Подобрать источники информации для каждого раздела (материалы бумажных версий издательства, другие источники)
- Наполнить разделы соответствующей информацией, поддерживать обновления
- Участвовать в художественном оформлении помещаемой на сайт информации совместно с веб-мастером
8. Предоставление отчетов:
- Еженедельно
- Добавления и текущие изменения на сайте, выполнение плана обновления сайта - ежемесячно
- Изменения в структуре сайта, причины (если есть изменения), цели
- Статистика прошедших изменений за месяц (сколько чего добавлено), соблюдены ли сроки, если нет - причины
Права
Контент-менеджер имеет право:
1. Требовать от руководства организации обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
2. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3. Вносить на рассмотрение руководства организации предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
Ответственность
Контент-менеджер привлекается к ответственности:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации
3. За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации
Должностная инструкция: Копирайтер
Дословный перевод слова «copywriter» на русский язык — «автор-текстовик». Это специалист, работающий с текстом во всех его проявлениях, и в первую очередь — в рекламе. Существует мнение, что впервые профессия копирайтера появилась в США в 1882 году в рекламном агентстве Френсиса Ауера, который, как считается, придумал в 1886 г. первый рекламный слоган для мыла: «Пользуйтесь им постоянно, и это приведет вас к успеху». С тех пор в странах Запада текст в рекламе стал обязательным элементом, а рисунок — прикладным. Сформировалось устойчивое мнение, что «копирайтер — печальная необходимость, а креативный директор — разорительная роскошь».
В российском рекламном бизнесе до недавнего времени все было как раз наоборот. Еще 3 года назад об этой профессии у нас почти ничего не было слышно. Сегодня же формируется хотя и небольшой, но устойчивый спрос на копирайтеров. Это люди, имеющие филологическое, лингвистическое образование. В работе копирайтера необходимо знание рекламных технологий, основ психологии и социологии.
Копирайтер чаще всего является штатной единицей рекламных агентств. Однако в последнее время вакансии на эту должность открываются и на крупных предприятиях, имеющих рекламное подразделение и вкладывающих значительные средства в рекламу.
На практике именно копирайтеры формулируют самые эффективные и уникальные рекламные предложения. Хорошо составленный текст увеличивает шанс доведения рекламной идеи до представителей целевой аудитории. Обычно копирайтер работает в паре с креативным директором, который разрабатывает глобальную стратегию проведения рекламной кампании. В соответствии с этой стратегией копирайтер и готовит текстовое содержание рекламных буклетов, листовок, модульной рекламы для размещения в печатных средствах массовой информации, пишет статьи, предназначенные для использования в качестве прямой, сбытовой или имиджевой рекламы, создает сценарии для теле- и радиопередач, разрабатывает корпоративные слоганы и пишет тексты для рекламных роликов на телевидении, радио и рекламы в Интернете.
Для копирайтера необходимыми личностными характеристиками являются: инициативность и умение работать в команде, креативность (творческий потенциал), самостоятельность, целеустремленность, коммуникабельность, умение вести переговоры и четко излагать свои мысли.
Заказчику необходимо знать и понимать, что чем проще идея, тем дороже она стоит, поскольку экономит деньги в производстве. Поэтому помимо прочего от копирайтера требуется способность убеждения клиентов и руководства в эксклюзивности и эффективности своего творения, оправданности вложения денег. Причем критерий оценки работы копирайтера на первом этапе — лишь чувство удовлетворения клиента или руководства. Реальная же оценка появится со временем, когда будет проведен анализ эффективности рекламной кампании. Это воистину творческая профессия, и должностная инструкция здесь — лишь поводырь для работодателя.
Служебная лестница работника, функции которого рассмотрены выше, может выглядеть следующим образом: помощник копирайтера, полноправный копирайтер, старший копирайтер.
Квалификация
1. Копирайтер относится к категории специалистов.
2. На должность копирайтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (журналистское, филологическое), опыт работы в рекламной сфере не менее 2-3 лет
3. Копирайтер должен знать:
- Законодательство о рекламе, о защите прав потребителей, об авторском праве и смежных правах, об осуществлении предпринимательской деятельности.
- Конъюнктуру рынка товаров, работ, услуг, в т.ч. рекламных услуг.
- Теорию и практику рекламного маркетинга и менеджмента.
- Принципы организации рекламной деятельности.
- Общие и специальные требования к рекламе.
- Способы, средства и носители рекламы.
- Основы эстетики, этики, общей и специальной психологии, социологии, филологии.
- Технику и основные инструменты составления рекламных текстов.
- Основные принципы медиа-планирования.
- Компьютер и рекламное программное обеспечение.
- Основы трудового законодательства.
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Должностные обязанности
Копирайтер:
1. В соответствии с медиа-планом создает слоганы (sloganeering), придумывает названия (naming), пишет сценарии для телевизионных роликов (scripting), сценарии для видео- и аудиорекламы, направленные на целевую аудиторию.
2. Разрабатывает контент (содержание) рекламы, рекламные тексты (в т.ч. на иностранном языке), пишет рекламные и PR-статьи.
3. Разрабатывает положительный имидж компании.
4. Обеспечивает информационное наполнение рекламы.
5. Организует презентацию слоганов, наименований, сценариев и статей руководству или представителям заказчиков.
6. Подготавливает новостные и пресс-релизы.
7. Создает «информационные поводы».
8. Подготавливает речь для публичных выступлений руководства компании на конференциях, пресс-клубах, телевидении, радио.
9. Осуществляет информационно-аналитическую и редакторскую работу.
10. Участвует в издании информационного бюллетеня.
11. Составляет отчеты о проделанной работе.
Права
Копирайтер имеет право:
1. На зачисление рекламных объявлений, текстов, пр. в свой личный портфолио как авторских разработок.
2. Требовать предоставления достоверной информации об объекте рекламы.
3. Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
4. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
5. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
Ответственность
Копирайтер привлекается к ответственности:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных законодательством РФ.
И т.д..
Источник: http://www.erp-online.ru/phparticles/show_news_one.php?n_id=292 |